Жилищный форум.Форум юристов по жилищным вопросам.Форум по жилищным вопросам.

ЖИЛИЩНЫЙ ФОРУМ



.

Правила заключения договоров на коммунальные ресурсы

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Inutin

  • Адвокат ЗКА г. Москвы
  • (Ветеран форума)
  • ***
  • Сообщений: 1220
  • Моё участие на форуме оценено на 43
  • Пол: Мужской
    • Адвокат Инютин Александр
Комментарии к Постановлению Правительства РФ «О правилах, обязательствах при заключении  договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»

14 февраля 2012 года вышло в свет  постановление Правительства Российской Федерации № 124 «О правилах, обязательствах при заключении  договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг».
По сути, это постановление является  подробной инструкцией о порядке оформления взаимоотношений между ресурсоснабжающими организациями всех форм собственности и организациями, осуществляющие эксплуатацию многоквартирных домов в форме товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, управляющих организаций и иными специализированными потребительскими кооперативами. Подчеркну, что в качестве ресурсоснабжающих организаций, далее снабжающие организации, могут быть любые организации, которые осуществляют продажу коммунальных ресурсов, таких  как: поставка электрической энергии, теплоснабжения,  горячего и холодного водоснабжения, водоотведения,  поставку  бытового газа, в том числе и в баллонах.
Поводом к выпуску этого документа послужили такие обстоятельства, как неопределённость и многочисленные злоупотребления руководителей управляющих организаций и форм управления многоквартирными домами, а так же самоуправство снабжающих организаций при предоставлении услуг населению, при котором страдают жители домов.  Мало того,  снабжающие организации  в добровольном порядке прекращают подачу услуг, если некоторые недобросовестные жильцы имеют задолженность перед ними или когда управляющая организация или председатель потребительского кооператива не оплачивает услуги, присвоив  денежные средства жителей. В данной  ситуации снабжающая организация отключала подачу ресурсов и все жильцы всего дома оставались без тепла, особенно в зимний период.
Остановимся подробнее о конкретных моментах  этого  постановления.
Напомню, что данное  постановление Правительства устанавливает обязанность сторон по договору, в обязательном порядке включать в текст договора самые необходимые существенные условия, такие как сроки предоставления услуг, объём и качество, ответственность сторон, порядок, сроки и условия оплаты, а так же разграничение обязательств. Я подчеркну, что это постановление не только предусматривает заключение договора, а именно обязывает стороны его заключать, даже, если у одной из сторон отсутствуют какие-либо документы.
Постановление устанавливает порядок подачи заявки (оферты) на предоставление услуг, так любое товарищество собственников жилья должно не позднее 7 дней со дня его государственной регистрации, если оно не заключило договор на обслуживание дома с управляющей компанией или в семи дневной срок после расторжения договора с управляющей компанией, подать заявку на в снабжающую организацию на заключение договора.
Для жилищно-строительного кооператива или жилищного кооператива устанавливается обязанность не позднее семи дней со дня принятия решение на общем собрании собственников помещений о самостоятельном управлении домом, если ими не был  заключён  договор с управляющей компанией, а так же в тот же самый срок, но с момента расторжения договора с управляющей компанией, подать заявку на в снабжающую организацию на заключение договора.
Если жильцами дома не было принято решение о форме управления домом и не было создано ни одно из его форм, таким как ТСЖ, ЖСК или ЖК, то законодатель устанавливает срок не позднее десяти рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации или не позднее семи дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным  домом.
Постановлением  установлено, что перечень документов, поименованный в правилах, должен представляться в снабжающую организацию, вместе с заявкой. Этот перечень не может быть расширен снабжающей организацией, а отсутствие каких-либо документов,  не может  служить  основанием для отказа в заключение договора и предоставление ресурсов. Требовать предоставления иных документов, не предусмотренных настоящим постановлением, законодатель ограничивает. Это правило ограничивает и волокиту снабжающей организации в не предоставлении услуг  или отказе в заключении договора по формальным основаниям.
Документ разъяснил выход из ситуации, которая иной раз складывалась в тех случаях,  когда на управление домом претендовали несколько эксплуатирующих организаций, при этом каждая из них обязывала жильцов помещений оплачивать именно их квитанцию. В такой ситуации жильцы становились «заложниками» компаний. Было установлено, что в случае, если в снабжающую организацию обращаются двое и более лиц с просьбой заключить с ними  договор на поставку ресурсов одному и тому же многоквартирному дому, либо, если подаётся заявка эксплуатирующей организацией в период действия договора с ранее заключённой организацией, то в этой ситуации постановление определяет порядок поведения снабжающей организации. В этой ситуации законодатель обязывает снабжающую организацию приостановить рассмотрение всех заявок до  момента установления правомочий каждой  из них на заключение этих договоров, при этом снабжение потребителей не приостанавливается  и оплата производиться должна по договору,  который  был заключён ранее. Снабжающая организация вправе провести проверку соблюдения требований законодательства по созданию и деятельности юридических лиц, подавших заявку, вплоть до получения решения суда. Это постановление гарантирует жильцам непрерывную подачу ресурсов для их личных нужд и оно перестают быть «заложниками» споров хозяйствующих субъектов.
После подписания обеими сторонами договора, он вступает в силу немедленно, при  этом стороны по договору могут установить, что его условия могут распространяться и на период до фактического его заключения, но не ранее поставки самих услуг.
После поступления в снабжающую организацию заявки на заключение договора поставки ресурсов, она вправе в течении 30-ти суток, со дня  получения предложения, дать письменный ответ на заявку о готовности заключить такой договор. В случае, если снабжающая организация не ответила в срок, то организация, подавшая заявку, вправе понудить её, в том числе и в судебном  порядке.
Постановление ограничило причины,  по которым, снабжающая организация вправе отказать в заключение договора на поставку услуг энергоснабжения. Каков же перечень этих условий? Во-первых, это отсутствие технологического оборудования для подсоединения многоквартирного дома к оборудованию снабжающей организации, отсутствие инженерных сетей, а так же отсутствие обязанности на заключение договора с любым обратившимся к ней лицом в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Своё решение  она обязано  направить  в письменной форме в течение пяти рабочих дней, с момента получения заявки о заключении договора.
   Законодатель в принудительном порядке поставил существенные условия, которые стороны  должны указывать и оговаривать в договоре, приведу только самые основные:
1.   Дата начала поставки услуг;
2.   Показатели качества поставляемого коммунального ресурса;
3.   Порядок определения объёмов поставки;
4.   Порядок определения цены договора;
5.   Порядок оплаты услуг;
6.   Условия разграничения ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунальных услуг;
7.   Порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб от жильцов на качество услуг;
8.   Условия  разграничения внутридомовых инженерных сетей;
9.   Условия энергосбережения и установки счётчиков;
10.   Порядок снятия и передачи показаний счётчиков;
11.   Условия и порядок уведомления о проведении проверок показаний приборов учёта;
12.   Порядок  выявления и устранения неисправностей приборов коллективного учёта потребления и размера оплаты услуг.
Постановление предусматривает, передачу  прав требования по задолженностям потребителя за услуги снабжающей организации (уступка) к управляющей  компании, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному кооперативу, жилищному  кооперативу  или иному специализированному потребительскому кооперативу.
Правила устанавливают, что если общим собранием собственников помещений было принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, то в договоре на их  предоставление, должно быть отражено:
1.   Порядок, сроки и форма представления информации потребителям о поступивших платежах и наличии задолженностей;
2.   Порядок  ограничения предоставления коммунальной услуги потребителям, не исполняющим свои обязанности по их оплате.
В договоре должна быть отражена мера ответственности сторон за нарушение показателей качества и объёма поставляемого коммунального ресурса.
Постановлением предусмотрено право ресурсоснабжающей организации на  приостановку или ограничение подачи коммунальных ресурсов в аварийных случаях и проведении профилактических мероприятий, проводимых снабжающей организацией, а так же в случае наличия задолженности потребителей в размере, превышающим стоимость коммунального ресурса за один расчётный период (месяц). Указанный порядок определяется нормативными актами в области ресурсоснабжения, с учётом требований правил, которые должны исключать возможность приостановления или ограничения подачи услуг добросовестным потребителям.
Предусмотрены и условия, при которых снабжающая организация вправе отказаться от исполнения заключённого договора, но только при условии наличия задолженности в размере, превышающим стоимость коммунального ресурса за три расчётных периода (месяца). Однако, законодатель установил, что данное условие должно обеспечивать  соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги. В этих случаях, при  соблюдение прав других  потребителей, снабжающая организация вправе заключать договора, напрямую с конкретным потребителем, а так же уведомить всех потребителей о наличии у их управляющей организации или формы управления домом задолженностей и о возможности выбора ими новой управляющей компании или формы управления домом.

Все эти  условия, порядки и сроки, установленные настоящим постановлением, имеют место в действующем законодательства, однако не всегда стороны на практике применяются  их. Задачей этих  правил является, установить обязанность сторон отражать эти условия в договоре в принудительном порядке, а так же предусмотрело несколько новелл, оговорённых мною выше.

Адвокат  Инютин Александр Михайлович.
С уважением, адвокат Инютин Александр.
Поговорить можно по телефону: (925) 507-66-17 или записаться на прием здесь.

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования